Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » Какое имущество облагается налогом у государственных и муниципальных учреждений

21 февраля 2018 г.

Какое имущество облагается налогом у государственных и муниципальных учреждений

Е.Ю. Попова, государственный советник налоговой службы РФ 1 ранга

В рекомендации прочитаете, в каких случаях учреждение платит налог на имущество и какие предусмотрены льготы. Узнаете особенности налогообложения имущества, которое законсервировано или не достроено, и нужно ли платить налог на имущество с угнанного автомобиля.

При каких условиях учреждение платит налог на имущество

Плательщики налога на имущество – все российские организации (в т. ч. госучреждения), у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК). Перечень таких объектов приведен в статье 374 Налогового кодекса. Таким образом, чтобы определить, должно ли учреждение рассчитывать налог на имущество, перечислять его в бюджет и подавать отчетность по этому налогу, нужно ориентироваться только на состав имеющегося у него имущества. Наличие льготируемых объектов не снимает с учреждения статуса плательщика налога на имущество.

Условия, при которых учреждения признаются (не признаются) плательщиками налога на имущество, приведены в таблицах.

Учреждения – плательщики налога на имущество

Состав имеющегося имущества

Основание

Учреждение применяет общую систему налогообложения

Учреждение имеет имущество, которое признается объектом налогообложения. Льгот нет

п. 1 ст. 373п. 1 ст. 386 НК

Учреждение имеет имущество, которое признается объектом налогообложения, а также имущество, исключенное из объектов налогообложения

Например, основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1
(обновленная Классификация применяется только в отношении объектов, которые приняты к учету после 31 декабря 2016 года) (письмо Минфина от 06.10.2016 № 03-05-05-01/58129)

п. 1 ст. 373п. 1 ст. 386п. 4 ст. 374 НК

Учреждение имеет имущество, которое признается объектом налогообложения. Часть имущества подпадает под льготы

п. 1 ст. 373п. 1 ст. 386ст. 381НК

Учреждение имеет имущество, которое признается объектом налогообложения, но полностью подпадает под льготы

п. 1 ст. 386ст. 381 НК

Учреждение имеет имущество, часть которого не признается объектом налогообложения, а другая часть подпадает под льготы

п. 1 ст. 373п. 4 ст. 374п. 1 ст. 386ст. 381 НК

Учреждения, которые не являются плательщиками налога на имущество

Система налогообложения/Состав имеющегося имущества

Основание

Общая система налогообложения. У учреждения нет имущества, которое признается объектами налогообложения

п. 1 ст. 373п. 1 ст. 386 НК, письма Минфина от 17.04.2012 № 03-02-08/41от 12.10.2011 № 03-05-05-01/81от 23.09.2011 № 03-05-05-01/74

Упрощенка или ЕНВД

п. 4 ст. 346.26п. 2 ст. 346.11п. 1 ст. 386 НК

Независимо от состава имеющегося имущества плательщиками налога на имущество не признаются учреждения, которые участвуют в подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года (в соответствии с Законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ)

п. 1.2 ст. 373п. 1 ст. 386 НК

Что облагают налогом на имущество2

Государственные и муниципальные учреждения облагают налогом на имущество объекты, которые учтены на счете 101.00 «Основные средства». С объектов, которые числятся за балансом, налог на имущество платить не нужно (письма Минфина от 15.05.2006 № 03-06-01-04/101ФНС от 01.09.2016 № БС-4-11/16266).

К недвижимости, с которой платят налог на имущество, относят здания, сооружения. То есть те объекты, переместить которые без ущерба их назначению невозможно. При этом платить налог с земельных участков или объектов незавершенного строительства, включая жилые помещения, не нужно, хотя их тоже относят к недвижимости. Объяснение тут простое. С земельных участков платят отдельный налог. А объекты незавершенного строительства не являются основными средствами, а значит, и при расчете налога на имущество их не учитывают. Минфин сделал такой вывод в письме от 17.04.2017 № 03-05-05-01/22623.

Кроме того, к недвижимому имуществу относят:
– самолеты, вертолеты и другие воздушные суда, которые подлежат госрегистрации в соответствии со статьей 33 Воздушного кодекса;
– корабли, морские суда и суда внутреннего плавания, которые подлежат госрегистрации в соответствии со статьей 33 Кодекса торгового мореплавания и статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта;
– жилые и нежилые помещения, а также машино-места, которые являются частью здания или сооружения, при условии что их границы зафиксированы по правилам кадастрового учета.

Движимым же имуществом признают объекты, которые не подпадают под определение недвижимости. Например, к движимому имуществу относятся компьютерная техника (принтеры, серверы), автомобили, станки, животные: рабочий, продуктивный и племенной скот и т. п.

Это следует из положений пунктов 78 Федерального стандарта «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 257нпункта 38Инструкции к Единому плану счетов № 157н, статьи 130 Гражданского кодекса, статьи 374 Налогового кодекса и подтверждается письмами Минфина от 16.09.2015 № 03-05-05-01/53065от 25.02.2013 № 03-05-05-01/5322 и ФНС от 18.02.2013 № БС-4-11/2677.

Чтобы определить состав имущества, руководствуйтесь также Законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст. Такие разъяснения есть в письме Минфина от 25.02.2013 № 03-05-05-01/5322.

Таким образом, под обложение налогом на имущество подпадают только основные средства. А именно объекты, учет которых регулируется Стандартом «Основные средства». Ни материальные запасы, ни прочие активы, которые относятся к движимому имуществу, объектами налогообложения не являются. На это указывает Минфин в письме от 15.12.2017 № 02-07-10/84312.1

Из общего правила есть два исключения.1

Во-первых, не нужно платить налог с объектов, которые признаются движимым или недвижимым имуществом, но которые исключены из состава объектов налогообложения пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса.1

К таким объектам относятся:
– земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
– основные средства силовых структур;
– объекты культурного наследия;
– ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
– ледоколы, атомоходы и суда атомно-технологического обслуживания;
– космические объекты;
– корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
– любые основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1 (обновленная Классификация применяется только в отношении объектов, которые приняты к учету после 31 декабря 2016 года) (письмо Минфина от 06.10.2016 № 03-05-05-01/58129).

А во-вторых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются объектами налогообложения, но на которые распространяются льготы, предусмотренные статьей 381 Налогового кодекса.1

Важно: наряду со льготами отраслевого или социального характера пункт 25 статьи 381 Налогового кодекса предусматривает льготу в виде освобождения от уплаты налога с движимого имущества, которое приняли на учет 1 января 2013 года и позже. Однако эта льгота действует, только если она закреплена в региональном законе о налоге на имущество организаций. Причем региональные власти вправе полностью освободить от уплаты налога все или конкретные учреждения либо установить для них пониженную ставку (в 2018 году – не выше 1,1%). Если в региональном законе такой нормы нет, с движимого имущества, которое подпадает под определение пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса, нужно платить налог в общем порядке (п. 3.3 ст. 380ст. 381.1 НК). Налоговая ставка – 1,1 процента.

Даже если региональным законом и установлена льгота, то ее нельзя применять в отношении движимого имущества, которое было принято на учет в результате:
– реорганизации (ликвидации) учреждения;
– сделок между взаимозависимыми лицами.

Такой порядок установлен пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса.

Сложности возникают с движимым имуществом, которое получено от взаимозависимых лиц. Поэтому контролирующие ведомства разъяснили, как применять льготу в следующих ситуациях:

1. Если учреждение приобретает имущество через посредника, оно может не платить с него налог. Но только если продавец имущества не будет взаимозависимым лицом ни с посредником, ни с учреждением-заказчиком. Такие разъяснения дал Минфин в письме от 30.03.2015 № 03-05-05-01/17304.

2. Когда федеральный орган власти создает территориальный орган, взаимозависимыми они не считаются. Поэтому они могут применять льготу, если передают имущество друг другу. Об этом сказано в письме Минфина от 13.01.2016 № 03-05-04-01/315. По аналогии с госорганами эту льготу могут применять и учреждения, которые получают имущество от учредителя.

3. А для учреждений Крыма разъяснили такой момент. Не нужно платить налог с движимого имущества, которое учреждения получили в 2014 году от национализированных организаций по постановлению Совета министров Крыма. Об этом сказано в письме ФНС от 18.12.2015 № БС-4-11/22244.

Определить состав движимого имущества, с которого в 2018 году нужно платить налог, поможет следующая таблица.

Основания для постановки имущества на учет

Амортизационные группы, к которым относится объект движимого имущества, по Классификации, утвержденной постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1

Первая или вторая

Другие

Объект принят на учет до 1 января 2013 года

Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации учреждения-правопредшественника

Не облагается
(подп. 8 п. 4 ст. 374 НК)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК)

Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК)

Другие основания

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК)

Облагается (ст. 374 НК)

Объект принят на учет 1 января 2013 года или позже. Региональным законом установлена льгота в отношении такого имущества

Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации учреждения-правопредшественника (письма Минфина от 16.01.2015 № 03-05-05-01/676 и ФНС от 20.01.2015 № БС-4-11/503)

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК)*

Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом (письма Минфина от 16.01.2015 № 03-05-05-01/676 и ФНС от 20.01.2015 № БС-4-11/503)

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК)*

Другие основания

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК)

Учреждение попадает под льготу, установленную региональным законом.

Не облагается или облагается по пониженной ставке, которая не может превышать 1,1 процента.

Учреждение не попадает под льготу, установленную региональным законом.

Облагается в общем порядке

(п. 3.3 ст. 380п. 25 ст. 381ст. 381.1 НК)

Объект принят на учет 1 января 2013 года или позже. Региональным законом не установлена льгота в отношении такого имущества

Любое основание

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК)

Облагается в общем порядке (п. 3.3 ст. 380п. 25 ст. 381ст. 381.1 НК)

* Исключение – железнодорожный подвижной состав, который по данным техпаспорта произвели с 1 января 2013 года. Такие объекты не облагайте налогом на имущество независимо от того, на каком основании учреждение получило их (п. 25 ст. 381 НК).

Основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу, не облагаются налогом на имущество независимо от даты, когда их приняли на учет (письмо Минфина от 07.04.2015 № 03-05-05-01/19338). При этом обновленная Классификация основных средств применяется только в отношении объектов, которые приняты к учету после 31 декабря 2016 года (письмо Минфина от 06.10.2016 № 03-05-05-01/58129). Принадлежность к первой или второй амортизационной группе основных средств, принятых к учету до 1 января 2017 года, определяйте по старой Классификации.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с многолетних насаждений. По региональному закону движимое имущество освобождено от налогообложения

Ответ на этот вопрос зависит от двух факторов:
– к каким объектам относятся многолетние насаждения: движимым или недвижимым;
– когда эти объекты приняли на учет.

Налогом на имущество облагаются объекты, которые учреждение учитывает в бухучете в основных средствах. Исключение – объекты, прямо перечисленные в пункте 4 статьи 374 Налогового кодекса. В частности, это основные средства, которые по Классификации, утвержденной постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1, относятся к первой и второй амортизационной группе.

При этом движимое имущество, принятое к учету после 31 декабря 2012 года, может попасть под льготу, предусмотренную пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса.

В зависимости от конкретных обстоятельств многолетние насаждения могут быть как движимым, так и недвижимым имуществом. Недвижимостью насаждения нужно считать, если их невозможно переместить без несоразмерного ущерба. Проще говоря, если деревья или кустарники нельзя пересадить в другое место так, чтобы они не погибли. Если же такая пересадка возможна, многолетнее насаждение можно считать движимым имуществом. Это следует из пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса.

Недвижимое имущество

Многолетние насаждения, которые относят к недвижимому имуществу, облагайте налогом на имущество независимо от даты постановки на учет. Исключение – объекты первой или второй амортизационных групп.

Движимое имущество

Многолетние насаждения – движимое имущество? В этом случае объекты первой или второй амортизационных групп также не облагайте налогом на имущество.

Если движимое имущество относится к другим амортизационным группам, порядок налогообложения зависит от даты постановки на учет. Многолетние насаждения облагаются налогом на имущество, если приняты на учет до 1 января 2013 года. Многолетние насаждения, учтенные в составе основных средств после 31 декабря 2012 года, освобождаются от налогообложения, если льгота, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса, закреплена в региональном законе. Исключение – если эти насаждения получены в результате реорганизации, ликвидации или от взаимозависимых лиц. Тогда использовать льготу нельзя. Это следует из пункта 1подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 3.3 статьи 380, пункта 25 статьи 381, статьи 381.1 Налогового кодекса. Аналогичные разъяснения в письмах Минфина от 11.01.2017 № 03-05-05-01/313№ 03-05-05-01/314.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество по движимому основному средству, введенному в эксплуатацию до 1 января 2013 года. Объект полностью самортизирован, но в результате модернизации его стоимость увеличилась

Да, нужно.

По общему правилу движимое имущество, принятое на учет в качестве основного средства до 1 января 2013 года, является объектом налогообложения. Из этого правила есть исключения. Они поименованы в пункте 4 статьи 374 Налогового кодекса. Если модернизируемое имущество попадает под эти исключения, налог не платите. Если нет – придется платить.

Льгота, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса, в данном случае не действует. Даже если она прописана в региональном законе. Ведь само имущество было приобретено до этой даты. Тот факт, что объект сначала был самортизирован, а после 31 декабря 2012 года его стоимость увеличилась в результате модернизации, значения не имеет.

Аналогичные выводы можно сделать из писем Минфина от 01.03.2013 № 03-05-05-01/6096от 15.03.2013 № 03-05-05-01/8051.

 

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество за автомобиль, который списан с баланса, но не снят с учета в ГИБДД (фактически используется)

Нет, не нужно. Транспортное средство, списанное с баланса, перестает быть объектом обложения налогом на имущество. Снят автомобиль с учета в ГИБДД или нет, важно для расчета транспортного налога. А для расчета налога на имущество значения не имеет. Это следует из положений статьи 374 Налогового кодекса.

Автомобили, не списанные с баланса, могут одновременно облагаться и налогом на имущество, и транспортным налогом. Двойного налогообложения в этом случае не возникает (определение Конституционного суда от 14.12.2004 № 451-О).

 

Ситуация: как определить дату выпуска основного средства для применения льготы по движимому имуществу. По региональному закону от налогообложения освобождено движимое имущество, с даты выпуска которого прошло не более трех лет

Льготу в виде освобождения от уплаты налога с движимого имущества, которое приняли на учет 1 января 2013 года или позже, могут предоставить региональные власти (п. 25 ст. 381 НК). При этом они вправе прописать дополнительные условия для применения льготы. Так, например, в Санкт-Петербурге от налога освободили движимое имущество, с даты выпуска которого прошло не более трех лет (подп. 24 п. 1 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96).

Как подтвердить дату выпуска

Чтобы применить льготу, надо подтвердить дату, неделю, месяц, квартал или хотя бы год выпуска (производства, изготовления) движимого основного средства. Подтверждением может быть любой документ, в котором зафиксирована дата или период выпуска. Например, технический паспорт на изделие или руководство пользователя. Кроме того, период выпуска может быть закодирован в самом серийном номере изделия.

Если в серийном номере и документах нет сведений о периоде производства, поступите так.

1. Направьте письмо производителю изделия с просьбой предоставить информацию о дате изготовления.

2. Проверьте информацию о дате изготовления на официальном сайте производителя по номеру изделия. Например, по SN, P/N, штрихкоду.

3. Соберите информацию по маркировкам основных элементов изделия. Например, в автомобиле это кузов, двигатель, стекла.

4. Если такими способами установить дату выпуска не удается, можно заказать независимую экспертизу.

Если движимое имущество изготовили сами, то датой его выпуска считайте день постановки на учет в качестве объекта основного средства. Дату производства объекта подтвердите документами по приемке и постановке на учет.

Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина от 23.01.2018 № 03-05-04-01/3204.

Внимание: если вы не собрали доказательств, достаточных для подтверждения даты выпуска основного средства, льготу безопаснее не применять.

Как применять льготу

Как правило, движимое имущество включают в расчет налоговой базы начиная с месяца, следующего за тем, в котором оно было принято на баланс учреждения. А исключают из расчета с месяца, следующего за тем, в котором объект списали с баланса. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 376 НК.

Из этого следует, что ориентироваться надо на 1-е число каждого месяца. Если на эту дату основное средство было включено в расчет среднегодовой стоимости, а с даты выпуска объекта не прошло три года, льготу можно применять.

В 2018 году возможны два варианта:

1) объект приняли на учет до 1 января 2018 года. При этом дата его выпуска – 2 января 2015 года или более поздняя. В этом случае льготу применяйте с 1 января 2018 года;

2) объект приняли на учет в 2018 году. На 1-е число месяца, в котором объект включен в состав основных средств, три года с даты его выпуска не истекли. В этом случае льготу применяйте начиная с месяца, в котором объект принят на баланс.

Прекратите применение льготы с месяца, следующего за тем, в котором истекли три года с даты выпуска движимого имущества. То есть с месяца, на 1-е число которого период, прошедший с даты выпуска, превысил три года.

Как определить трехлетний период, если точную дату выпуска не подтвердили, но в документах зафиксирован период изготовления (неделя, месяц, квартал, год)? В этом случае три года отсчитывайте с первого дня периода производства. Для наглядности несколько примеров показаны в таблице. По аналогии их можно применять, когда период производства определен как неделя, месяц, квартал или год.

Когда произвели

С какой даты считать три года

С какого месяца льготируемое имущество исключить из среднегодовой стоимости

С 15 по 21 января 2018 года

С 15 января 2018 года

С февраля 2021 года. Три года истекут 14 января 2021 года

В феврале 2018 года

С 1 февраля 2018 года

С февраля 2021 года. Три года истекут 31 января 2021 года

Во II квартале 2018 года

С 1 апреля 2018 года

С апреля 2021 года. Три года истекут 31 марта 2021 года

В 2018 году

С 1 января 2018 года

С января 2021 года. Три года истекут 31 декабря 2020 года

 

Пример, как применять льготу по автомобилю, если подтвержден только год его выпуска. По региональному закону от налогообложения освобождено движимое имущество, с даты выпуска которого прошло не более трех лет

Федеральное учреждение «Альфа» зарегистрировано в Санкт-Петербурге. В феврале 2018 года учреждение купило и поставило на баланс в качестве основного средства автомобиль 2018 модельного года. Автомобиль произведен в конце 2017 года.

В Санкт-Петербурге движимое имущество, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, освобождено от налогообложения (подп. 24 п. 1 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96).

В VIN и ПТС указан только год выпуска – 2017. Бухгалтер не стал выяснять и подтверждать более точную дату выпуска. Чтобы не превысить трехлетнего срока использования льготы, бухгалтер выбрал наиболее безопасный вариант: принял за дату выпуска автомобиля 1 января 2017 года. Льготу бухгалтер начал применять с марта 2018 года.

Три года с даты выпуска автомобиля истекают 31 декабря 2019 года (с 01.01.2017 по 31.12.2019). Поэтому льготу учреждение вправе применять по 31 декабря 2019 года включительно. С января 2020 года автомобиль исключается из состава движимого имущества, которое освобождено от налогообложения.

 

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 года. Учреждение находится в Крыму (Севастополе)

Да, нужно.

По российскому законодательству от налогообложения может освобождаться движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Такая льгота должна быть установлена в региональном законе. Исключение из этого правила сделано только в отношении движимого имущества, которое перешло к учреждению в результате реорганизации (ликвидации) правопредшественника либо было приобретено у взаимозависимого лица. Такие активы облагаются налогом на имущество независимо от даты постановки на учет (п. 3.3 ст. 380п. 25 ст. 381ст. 381.1 НК).

Внесение данных об учреждении в ЕГРЮЛ реорганизацией не признается (п. 6 ст. 19 Закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ). Поэтому в рассматриваемой ситуации перерегистрация учреждения по российскому законодательству никак не влияет на порядок налогообложения ее движимого имущества. Дату внесения сведений об учреждении в ЕГРЮЛ нельзя рассматривать как дату постановки имущества на учет.

Учитывая изложенное, с движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 года, учреждение, расположенное в Крыму (Севастополе) и зарегистрированное в российском ЕГРЮЛ, должно платить налог на имущество на общих основаниях.

Движимое имущество, которое по украинскому законодательству было принято на учет с 1 января 2013 года, освобождается от налогообложения. Льгота, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса на случай реорганизации (ликвидации), тоже применяется независимо от даты внесения сведений об учреждении в российский ЕГРЮЛ.

 

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество со стоимости основных средств, переведенных на консервацию

Да, нужно, если такое имущество признается объектом налогообложения.

Законсервированное имущество не перестает быть основным средством. Следовательно, при расчете налога на имущество его стоимость тоже нужно учитывать. Другие правила не предусмотрены. Такой вывод следует из пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса, пункта 7 Стандарта «Основные средства».

Кроме того, консервация объекта не влияет на расчет налога со среднегодовой стоимости имущества. Так как в период консервации учреждение продолжает начислять амортизацию в общем порядке.

Есть только одно исключение. Региональным законодательством может быть предусмотрена специальная льгота по законсервированному имуществу, которая полностью освобождает от уплаты налога.

В составе основных средств учреждения учитывают капитальные вложения в арендованные объекты основных средств (п. 42 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Это означает, что в бухучете учреждения-арендатора стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества признается самостоятельным инвентарным объектом. Если арендованное основное средство является объектом обложения налогом на имущество (не освобождено от налогообложения), то со стоимости неотделимых улучшений учреждение тоже должно платить налог. Причем, даже если налоговой базой для арендованного объекта является его кадастровая стоимость, рассчитывать налог по улучшениям нужно в общем порядке – исходя из средней (среднегодовой) остаточной стоимости.

 

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество со стоимости недостроенного здания. Учреждение ведет работы по его достройке. Документы о регистрации вещного права на здание получены

Нет, не нужно.

Налог на имущество платят лишь с принятых на учет основных средств. Недостроенные же объекты капитального строительства признать основными средствами нельзя. В учете стоимость недостроя отражают на счете 106.01 «Вложения в основные средства». А потому и налог на имущество с подобных объектов не платят. К слову, факт регистрации прав на недвижимое имущество в рассматриваемой ситуации значения не имеет (письмо Минфина от 24.03.2014 № 03-05-05-01/12785).

По окончании достройки, то есть после того, как имущество будет доведено до состояния, пригодного к использованию, объект недвижимости переведите в состав основных средств. Со следующего месяца по объекту основных средств можно будет начислять амортизацию (п. 33 Стандарта «Основные средства»п. 86 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). С 1-го числа этого же месяца остаточную стоимость основного средства следует включить в налоговую базу по налогу на имущество (п. 1 ст. 374п. 4 ст. 376 НК).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина от 25.02.2013 № 03-05-05-01/5317от 25.06.2012 № 03-05-05-01/28 и пункте 8 информационного письма Президиума ВАС от 17.11.2011 № 148. Указанные письма ссылаются на порядок учета основных средств коммерческими организациями. Однако их можно применять и в отношении учреждений, поскольку они не противоречат федеральному стандарту и Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Порядок отражения в бухучете операций, связанных переводом объекта недвижимости в состав основных средств, зависит от типа учреждения.

 

В учете казенных учреждений: 

При переводе объекта недвижимости в состав основных средств сделайте проводку:

Дебет КРБ.1.101.11.310 Кредит КРБ.1.106.11.310

– учтен объект недвижимого имущества в составе основных средств.

Такой порядок следует из пунктов 734 Инструкции № 162н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счета 101.00106.01).

В учете бюджетных учреждений: 

При переводе объекта недвижимости в состав основных средств сделайте проводку:

Дебет 0.101.11.310 (0.101.21.310, 0.101.31.310) Кредит 0.106.11.310

– учтен объект недвижимого имущества в составе основных средств.

Такой порядок следует из пунктов 953 Инструкции № 174н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счета 101.00106.01).

 

В учете автономных учреждений: 

При переводе объекта недвижимости в состав основных средств сделайте проводку:

Дебет 0.101.11.000 (0.101.21.000, 0.101.31.000) Кредит 0.106.11.000

– учтен объект недвижимого имущества в составе основных средств.

Такой порядок установлен пунктами 953 Инструкции № 183н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 101.00106.01).

 

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с автомобиля, угнанного у учреждения. Автомобиль был принят на учет в составе основных средств до 1 января 2013 года

Нет, не нужно.

Ведь украденное авто нужно списать из состава основных средств учреждения. Следовательно, и его стоимость при расчете налога на имущество не учитывают.

Если выявили хищение, обязательно проведите инвентаризацию. По результатам угнанный автомобиль спишите со счета 101.00 «Основные средства». Основанием послужат данные инвентаризации и акт о списании.

Документом, подтверждающим факт угона автомобиля, может быть справка об угоне, выданная органом внутренних дел (ОВД). Она же послужит основанием для перерасчета транспортного налога (письмо ФНС от 07.04.2010 № 3-3-07/475). Этой же справкой можно воспользоваться, если налоговая инспекция потребует обосновать уменьшение налоговой базы по налогу на имущество из-за угона автомобиля.

Все это следует из пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса, частей 1 и 3 статьи 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пункта 81 федерального стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности» (утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н), пункта 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157.

Порядок отражения в бухучете операций, связанных с выявлением факта хищения автомобиля, зависит от типа учреждения.

 

В учете казенных учреждений: 

При выявлении факта хищения автомобиля в бюджетном учете сделайте следующие проводки:

Дебет КРБ.1.104.15.410 (КРБ.1.104.35.410) Кредит КРБ.1.101.15.410 (КРБ.1.101.35.410)
– списана амортизация основного средства;

Дебет КДБ.1.401.10.172 Кредит КРБ.1.101.15.410 (КРБ.1.101.35.410, КРБ.1.101.45.410)
– списана остаточная стоимость основного средства;

Дебет КДБ.1.209.71.560 Кредит КДБ.1.401.10.172
– отражена дебиторка по недостаче основного средства.

Такие правила установлены пунктами 101986 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 101.00104.00209.00401.10).

В учете бюджетных учреждений: 

При выявлении факта хищения автомобиля в бухучете сделайте следующие проводки:

Дебет 0.104.15.410 (0.104.25.410, 0.104.35.410) Кредит 0.101.15.410 (0.101.25.410, 0.101.35.410)

– списана амортизация основного средства;

Дебет 0.401.10.172 Кредит 0.101.15.410 (0.101.25.410, 0.101.35.410)

– списана остаточная стоимость основного средства;

Дебет 0.209.71.560 Кредит 0.401.10.172

– отражена дебиторка по недостаче основного средства, подлежащая взысканию с виновных лиц.

Такие правила установлены пунктами 1228109152 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 101.00104.00209.00401.10).

 

В учете автономных учреждений: 

При выявлении факта хищения автомобиля в бухучете сделайте следующие проводки:

Дебет 0.104.15.000 (0.104.25.000, 0.104.35.000) Кредит 0.101.15.000 (0.101.25.000, 0.101.35.000)
– списана амортизация основного средства;

Дебет 0.401.10.172 Кредит 0.101.15.000 (0.101.25.000, 0.101.35.000)
– списана остаточная стоимость основного средства;

Дебет 0.209.71.000 Кредит 0.401.10.172
– отражена дебиторка по недостаче основного средства, подлежащая взысканию с виновных лиц.

Такой порядок установлен пунктами 1228112180 Инструкции № 183н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 101.00104.00209.00401.10).

Ситуация: в каких случаях имущество федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов освобождается от налогообложения

Имущество федеральных государственных органов освобождается от налогообложения, если:

  • в органах предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба (например, Вооруженные силы, пограничные войска, органы МВД, МЧС, таможенные органы);
  • имущество используется для нужд обороны (в т. ч. гражданской), для обеспечения безопасности и охраны правопорядка.

Если одно из двух условий не выполняется, со стоимости объекта нужно заплатить налог на имущество.

Такой порядок установлен подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса и подтвержден Минфином в письмах от 14.01.2013 № 03-05-04-04/01от 20.11.2009 № 03-05-05-01/74.

Вопрос об освобождении от налогообложения имущества, закрепленного за учреждениями, подведомственными данным госорганам, является неоднозначным.

В отношении учреждений, входящих в структуру Минобороны, специалисты финансового ведомства высказали следующую позицию. Освобождение от налогообложения (в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 374 НК) может распространяться, в том числе на имущество самостоятельных организаций, входящих в структуру Минобороны при условии его целевого использования. Для этого должны быть соблюдены следующие условия:

  • организация имеет статус государственной военной организации;
  • в организации предусмотрена военная и или приравненная к ней служба;
  • в штате организации (полностью или частично) состоят военнослужащие.

К таким организациям могут относиться управление объединения, управление соединения и воинские части Вооруженных сил, созданные в форме федеральных казенных учреждений (ст. 11.1 Закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ).

Об этом сказано в письмах Минфина от 11.03.2013 № 03-05-05-01/7251от 17.10.2012 № 03-05-05-01/61от 01.12.2010 № 03-05-04-01/53.

В арбитражной практике также есть примеры судебных решений, в которых суды признают правомерность освобождения имущества подведомственных организаций от налогообложения (см., например, п. 7 информационного письма Президиума ФАС от 17.11.2011 № 148, постановления Президиума ВАС от 21.11.2006 № 7290/06, ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2008 № Ф08-2681/2008от 06.02.2008 № Ф08-222/08-73Аот 28.02.2007 № А42-5729/2006от 15.02.2007 № А42-2151/2006от 24.11.2006 № А56-12820/2006от 06.10.2006 № А56-12819/2006от 07.08.2006 № А05-19559/2005-11, ФАС Московского округа от 01.02.2007 № КА-А41/24-07от 20.07.2006 № КА-А40/6575-06от 06.07.2006 № КА-А41/4692-06, Поволжского округа от 27.09.2006 № А06-1463У/06от 03.08.2006 № А55-34620/05Центрального округа от 15.09.2006 № А62-813/2006). Принимая такие решения, суды аргументируют их так. Имущество подведомственного учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления органом исполнительной власти (например, МВД), осуществляющим в отношении этого имущества правомочия собственника (ст. 214215125296 ГК). Таким образом, имуществом, закрепленным за государственным органом, можно считать в том числе имущество, находящееся в оперативном управлении у подведомственных учреждений. А значит, оно не облагается налогом на имущество (при соблюдении прочих условий) (подп. 2 п. 4 ст. 374 НК).

В то же время ранее Минфин придерживался противоположной позиции (письма от 10.04.2006 № 03-06-04-04/12от 03.03.2006 № 03-06-01-02/09МНС от 23.04.2004 № 21-3-04/28). Свою точку зрения специалисты финансового ведомства объясняли тем, что данные учреждения являются самостоятельными юридическими лицами и не относятся к органам исполнительной власти (п. 1 Указа Президента от 09.03.2004 № 314). Тогда как правовой статус организации является одним из условий применения освобождения от налогообложения. Поэтому с имущества, принадлежащего подведомственным учреждениям на праве оперативного управления, налог платить нужно в общем порядке. Аналогичной позиции придерживались и арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 10.11.2006 № Ф03-А51/06-2/3905, Северо-Западного округа от 14.10.2005 № А13-1616/2005-05Волго-Вятского округа от 24.04.2006 № А17-555/5/2005).

В рассматриваемой ситуации окончательное решение учреждение должно принять самостоятельно. Причем, если налоговая инспекция не согласится с принятым решением, свою позицию учреждению придется отстаивать в суде.

 

 
 

 

Финансовое управление администрации города Чебоксары

Первоисточник: © Материал из Справочной системы «Госфинансы» www.gosfinansy.ru Дата копирования: 21.02.2018

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники
 
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика