Основные изменения в сфере закупок в 2019 году

С 2019 года правила закупок меняются. Чтобы вы ничего не пропустили, мы подготовили таблицу с обзором самых важных поправок к Закону № 44-ФЗ. Она поможет разобраться в новых требованиях. В течение года таблицу будем дополнять, следите за новостями Системы. 

 

Что изменилось 

Суть изменения

Ссылка на НПД

С 31 июля 

Увеличили цену контракта и лимит малых закупок для учреждений образования, культуры и спорта

Максимальную цену контракта для малых закупок учреждений образования, культуры и спорта увеличили с 400 тыс. до 600 тыс. руб. Общий объем таких закупок на год тоже вырос до 30 млн руб. Кроме того, перечень заказчиков по этому основанию расширили, теперь в него входят дома народного творчества и центры ремесел

Подп. «а» п. 6 ст. 2 Закона от 01.05.2019 № 70-ФЗ

Отменили извещение о закупке у едпоставщика

Отменили случаи, когда заказчик размещал в ЕИС извещение о закупке у едпоставщика

Подп. «в» п. 62 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Отменили обязанность привлекать сторонних экспертов для приемки результатов контракта

Теперь Правительство будет решать, в каких случаях проводить экспертизу обязательно, а в Законе № 44-ФЗ такие случаи больше не прописаны. Если привлекли к приемке эксперта, то включите сведения об этом в реестр контрактов

Подп. «а» п. 63п. 68 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

С 1 июля 

Скорректировали сроки, чтобы изменить план-график

Теперь менять план-график можно за один день до того, как разместите извещение в ЕИС, направите приглашения на закрытую закупку или заключите контракт с едпоставщиком

Ч. 6 ст. 2 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Определили порядок расчета НМЦК, когда количество продукции неизвестно

Если количество товаров, работ или услуг определить невозможно, то цену контракта теперь рассчитывают из цены единицы продукции и максимального значения цены контракта с учетом правил нормирования. Исключение – лекарства, для таких закупок новый порядок вступит в силу с 1 октября 2019 года

Подп. «ж» п. 9, п. 11 ст. 1, ч. 8 ст. 2 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Изменили порядок применения каталога товаров, работ и услуг

Отменили обязанность заказчика указывать наименование объекта закупки по каталогу товаров, работ и услуг

П. 10 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Ввели реестр участников закупок, аккредитованных на электронной площадке

Все данные об участнике закупки, который получил аккредитацию, оператор электронной площадки включит в специальный реестр

Подп. «а» п. 12 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Уточнили, как участвовать в электронных закупках, для которых Правительство установило доптребования к участникам

Теперь, чтобы участвовать в электронной закупке с дополнительными требованиями, участник направляет документы для подтверждения своей квалификации оператору электронной площадки. Оператор рассмотрит документы за пять рабочих дней и либо включит участника в реестр, либо откажет, если найдет нарушения

Подп. «б» п. 12 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Добавили новый критерий оценки заявок

Для случаев, когда количество продукции по контракту определить невозможно, ввели новый критерий оценки заявок участников – сумма цен единиц товара, работы, услуги

П. 17 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Прописали, как определять цену этапа контракта

Если контракт разделили на этапы, цену каждого установите в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК. Например, контракт включает три этапа. Победитель в ходе торгов снизил НМЦК на 10 процентов. В этом случае цену каждого этапа уменьшите на 10 процентов

Подп. «б» п. 19 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Изменили правила обеспечения заявок

Участники электронных конкурсов и аукционов смогут обеспечивать заявки банковскими гарантиями. Ранее закон предусматривал обеспечение только деньгами.

Для контрактов до 20 млн руб. размер обеспечения заявок – от 0,5 до 1 процента НМЦК. Нижний порог НМЦК в 5 млн руб. отменили

Подп. «а» п. 25 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗч. 52 ст. 112 Закона № 44-ФЗ

Скорректировали порядок антидемпинговых мер

Теперь добросовестность исполнителя подтверждают сведения реестра контрактов – победитель должен за последние три года исполнить три контракта без штрафных санкций. Кроме того, прописали, что по контрактам, которые попали под антидемпинг, аванс платить нельзя

Подп. «в», «ж» п. 21 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Уточнили порядок обеспечения контракта и гарантийных обязательств

Участники из числа СМП и СОНКО вправе не предоставлять обеспечение, если в течение трех лет до подачи заявки исполнили минимум три контракта без неустоек. Сумма цен таких контрактов должна быть не меньше НМЦК, которая указана в извещении о закупке. Сведения берут из реестра контрактов. Контракты с правопреемством не учитываются. Правило действует и тогда, когда заказчик применяет антидемпинговые меры.

В части гарантийных обязательств теперь заказчики действуют так. Вправе установить в контракте, если это необходимо, размер – не более 10 процентов НМЦК

Подп. «а» п. 26, подп. «в» п. 63подп. «а»–«е» п. 65 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Прописали, когда заказчик возвращает сумму обеспечения контракта

После того как поставщик исполнил контракт, заказчик возвращает обеспечение в течение 30 календарных дней. Для закупок у СМП и СОНО срок возврата денег меньше – 15 календарных дней

Подп. «и» п. 19 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Изменили правила электронного аукциона

Внесли пять правок в порядок, как проводить электронный аукцион.

1. Повысили до 300 млн руб. ценовой предел закупок, когда срок подачи заявок – семь календарных дней. Раньше НМЦК в этом случае была ограничена 3 млн руб. Исключение – контракты на строительство, для них предел НМЦК – 2 млрд руб.

2. Прописали, как участвовать в закупках с доптребованиями.

3. Уточнили, что если количество продукции по контракту неизвестно, то в ходе аукциона снимают цену единицы товара, работы или услуги.

4. Сократили сроки, когда рассматривают первые части заявок и проводят аукцион. По-новому, чтобы рассмотреть заявки, у заказчика есть три рабочих дня, а на следующий рабочий день он проводит аукцион. Раньше заказчику давали перерыв в два дня.

5. Для аукционов на право заключить контракт установили «шаг аукциона» – не более 5 процентов от 100 млн руб. А нижнюю границу в 100 руб. отменили

П. 37–43 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Повысили пределы цен контрактов для закупок у едпоставщика

Для двух случаев закупки у едпоставщика увеличили предельную цену контракта. Новые правила коснулись малых закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Для них цену контракта увеличили со 100 тыс. до 300 тыс. руб. Второй случай – закупка лекарств по решению врачебной комиссии. Предел – 1 млн руб., а прежний – 200 тыс. руб.

Подп. «а» п. 62 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Скорректировали правила, как поступить, если запрос предложений не состоялся

Теперь, если на запрос предложений, в том числе электронный, не поступило ни одной заявки или комиссия их все отклонила, заказчик вправе заключить контракт с едпоставщиком. Такую закупку предварительно согласовывают с ФАС

П. 55–56, подп. «а» п. 62 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Добавили основания, когда контракт можно изменить

Добавили три случая, когда заказчик вправе менять существенные условия контракта:

1. В контрактах на строительство разрешили корректировать цену на 10 процентов.

2. Контракты на строительство, предельную цену которых определило Правительство, разрешили продлевать, если не успели исполнить по вине подрядчика и он выплатил неустойку. Если же контракт вообще невозможно исполнить по причинам, которые не зависят от воли сторон, то его меняют так, чтобы срок работ остался прежним, а цена не выросла больше чем на 30 процентов.

3. По ряду закупок у едпоставщика тоже разрешили менять существенные условия. Это касается, например, закупок у монополистов или коммунальных услуг

Подп. «а» п. 64 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Дали право заключить контракт со вторым участником

Если расторгли контракт с победителем закупки, теперь можно предложить сделку участнику, заявке которого присвоили второй номер. Согласится – заключите контракт без дополнительных закупочных процедур

Подп. «б» п. 64 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Выделили закупки не для государственных или муниципальных нужд

Для закупок вне государственных или муниципальных нужд порядок работы упростили. В частности, заказчик вправе не применять требования к национальному режиму, контракту, банковскому сопровождению, не давать преимущества учреждениям УИС, организациям инвалидов, СМП и СОНКО

П. 3 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Скорректировали правила контроля закупок

Уточнили, когда ФАС сможет проводить внеплановые проверки. Теперь контролерам достаточно получить сведения о нарушении из СМИ, от граждан и организаций – представителей общественного контроля и т. д.

П. 2 ст. 1 Закона от 01.04.2019 № 50-ФЗ

Уточнили порядок обжалования действий заказчика

Теперь участник закупки, который попал в реестр недобросовестных поставщиков, не может обжаловать действия заказчика. ФАС жалобу не рассмотрит. Условие – заказчик при закупке установил требование, чтобы сведений об участнике не было в РНП

Подп. «е» п. 3 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 50-ФЗ

С 12 мая 

Отменили отчет об исполнении контракта

Теперь заказчики не будут составлять и публиковать в ЕИС отчет о том, как поставщик исполнил контракт или отдельный его этап

Подп. «г» п. 63 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Изменили порядок расчета неустойки по контракту

Заказчик начисляет за каждый день просрочки. По новым правилам размер неустойки – одна трехсотая ключевой ставки от стоимости неисполненных обязательств. В прежней редакции закона заказчик имел возможность установить неустойку в размере, большем одной трехсотой ключевой ставки.

Дополнили: если в законодательстве установлен другой порядок расчета штрафов или пени, этот порядок применяют как специальную норму. Например, при расчете пеней в договоре о теплоснабжении пени прописывают согласно части 9.1 статьи 15 Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ – 1/130 ключевой ставки

Подп. «в»–«д», «ж» п. 19 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Изменили срок оплаты по контракту

Срок оплаты по контракту составляет 30 календарных дней, а при закупке у СМП и СОНО – 15 рабочих дней с даты, когда подписали акт приемки. Однако если законодательством установлены другие сроки, то заплатить следует в срок по специальному закону

Подп. «з» п. 19 ст. 1 Закона № 71-ФЗ

Изменили срок, сколько ФАС будет рассматривать документы для РНП

Раньше на проверку факта нарушения у ФАС было 10 рабочих дней. Но срок сократили до 5 рабочих дней

П. 69 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Скорректировали порядок обжалования действий заказчика

Теперь, чтобы подать жалобу на заказчика, у участника закупки есть 5 дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола. На этапе заключения контракта пожаловаться теперь может только победитель закупки или другой участник, с которым заключают контракт.

Изменили и порядок подачи документов по жалобе – если они есть в ЕИС, то дополнительно прикладывать не нужно

Подп. «а», «б» п. 70, п. 71 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

Изменили срок ввода в эксплуатацию системы мониторинга работы участников госзакупок

Первоначально подсистему ЕИС, которая будет фиксировать действия и бездействие всех участников закупок, планировали ввести с 1 октября 2019 года. Теперь срок сдвинули на начало 2020 года

Подп. «б» п. 72 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ

С 1 мая 

Установили новый порядок закупки услуг в сфере отдыха и оздоровления детей

Заказчики обязаны закупать услуги по организации отдыха и оздоровления детей электронными конкурсами с ограниченным участием. Закупки таких услуг через аукцион и запрос предложений попали под запрет.
Вместо электронного конкурса с ограниченным участием можно провести электронный запрос котировок или заключить контракт с едпоставщиком, если позволяют условия закупки

Закон от 01.05.2019 № 69-ФЗ

С 28 марта 

Установили, что прописать в контракте с едпоставщиком, которого определили Президент или Правительство

Помимо предмета закупки и срока, теперь в контракте прописывают, как едпоставщик обязан его исполнить: лично либо привлечь субподрядчиков. Также указывают объем контракта, который едпоставщик исполняет сам, а какой вправе передать.

Порядок подготовки правовых актов для закупки по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ теперь определяет Президент

Закон от 27.12.2018 № 518-ФЗ

С 7 января 

Уточнили порядок сторонней экспертизы результатов контракта

Результаты экспертизы, которую проводят сторонний эксперт или экспертная организация, оформляют заключением. Заключение – объективное, обоснованное, с подписью эксперта или уполномоченного представителя экспертной организации. За нарушения эксперту, экспертной организации и ее уполномоченному представителю грозит административная ответственность

Закон от 27.12.2018 № 512-ФЗ

С 1 января 

Электронные закупки стали обязательными

Теперь заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения проводят конкурентные закупки только в электронной форме

Подп. «е» п. 84 ст. 1 Закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ

Установили новый порядок регистрации в ЕИС, аккредитации на электронных площадках и единый реестр участников закупок

Новые участники закупок сначала регистрируются в ЕИС, их включают в единый реестр участников. В течение одного рабочего дня после этого операторы проводят их аккредитацию на электронных площадках. Все происходит путем взаимодействия ЕИС и сайтов электронных площадок.

Участники, которые уже прошли аккредитацию на ЭТП, в течение 2019 года обязаны зарегистрироваться в ЕИС. Их тоже включат в единый реестр участников. При этом они вправе без регистрации в ЕИС участвовать в электронных закупках до конца 2019 года

П. 11, 41, подп. «е» п. 84 ст.1 Закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ

Изменили порядок расчета СГОЗ у СМП и СОНКО

Теперь в расчет совокупного годового объема закупок у СМП и СОНКО включают конкурентные закупки, которые проводили среди СМП и СОНКО, но которые не состоялись и по этой причине контракты заключили как с единственными поставщиками

Подп. «а» п. 12 ст. 1 Закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ

Уточнили, в каких случаях снимают ограничение, что в закупке участвуют только СМП и СОНКО

Заказчик вправе снять ограничение закупки только у СМП и СОНКО, если срок подачи заявок истек, а участники не подали ни одной заявки или все заявки заказчик отклонил. В этом случае проводят закупку на общих основаниях и исключают ее из объема закупок у СМП и СОНКО

Подп. «в» п. 12 ст. 1 Закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ

Расширили перечень закупок через запрос предложений в электронной форме

Теперь путем запроса предложений в электронной форме проводят закупку жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у граждан-собственников этих жилых помещений

Ст. 4 Закона от 29.07.2018 № 267-ФЗ



Материал из Справочной системы «Госфинансы»
03 июля 2019
09:57
Поделиться