Основные изменения в сфере закупок в 2019 году
С 2019 года правила закупок меняются. Чтобы вы ничего не пропустили, мы подготовили таблицу с обзором самых важных поправок к Закону № 44-ФЗ. Она поможет разобраться в новых требованиях. В течение года таблицу будем дополнять, следите за новостями Системы.
Что изменилось |
Суть изменения |
Ссылка на НПД |
С 31 июля |
||
Увеличили цену контракта и лимит малых закупок для учреждений образования, культуры и спорта |
Максимальную цену контракта для малых закупок учреждений образования, культуры и спорта увеличили с 400 тыс. до 600 тыс. руб. Общий объем таких закупок на год тоже вырос до 30 млн руб. Кроме того, перечень заказчиков по этому основанию расширили, теперь в него входят дома народного творчества и центры ремесел |
|
Отменили извещение о закупке у едпоставщика |
Отменили случаи, когда заказчик размещал в ЕИС извещение о закупке у едпоставщика |
|
Отменили обязанность привлекать сторонних экспертов для приемки результатов контракта |
Теперь Правительство будет решать, в каких случаях проводить экспертизу обязательно, а в Законе № 44-ФЗ такие случаи больше не прописаны. Если привлекли к приемке эксперта, то включите сведения об этом в реестр контрактов |
Подп. «а» п. 63, п. 68 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ |
С 1 июля |
||
Скорректировали сроки, чтобы изменить план-график |
Теперь менять план-график можно за один день до того, как разместите извещение в ЕИС, направите приглашения на закрытую закупку или заключите контракт с едпоставщиком |
|
Определили порядок расчета НМЦК, когда количество продукции неизвестно |
Если количество товаров, работ или услуг определить невозможно, то цену контракта теперь рассчитывают из цены единицы продукции и максимального значения цены контракта с учетом правил нормирования. Исключение – лекарства, для таких закупок новый порядок вступит в силу с 1 октября 2019 года |
Подп. «ж» п. 9, п. 11 ст. 1, ч. 8 ст. 2 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ |
Изменили порядок применения каталога товаров, работ и услуг |
Отменили обязанность заказчика указывать наименование объекта закупки по каталогу товаров, работ и услуг |
|
Ввели реестр участников закупок, аккредитованных на электронной площадке |
Все данные об участнике закупки, который получил аккредитацию, оператор электронной площадки включит в специальный реестр |
|
Уточнили, как участвовать в электронных закупках, для которых Правительство установило доптребования к участникам |
Теперь, чтобы участвовать в электронной закупке с дополнительными требованиями, участник направляет документы для подтверждения своей квалификации оператору электронной площадки. Оператор рассмотрит документы за пять рабочих дней и либо включит участника в реестр, либо откажет, если найдет нарушения |
|
Добавили новый критерий оценки заявок |
Для случаев, когда количество продукции по контракту определить невозможно, ввели новый критерий оценки заявок участников – сумма цен единиц товара, работы, услуги |
|
Прописали, как определять цену этапа контракта |
Если контракт разделили на этапы, цену каждого установите в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК. Например, контракт включает три этапа. Победитель в ходе торгов снизил НМЦК на 10 процентов. В этом случае цену каждого этапа уменьшите на 10 процентов |
|
Изменили правила обеспечения заявок |
Участники электронных конкурсов и аукционов смогут обеспечивать заявки банковскими гарантиями. Ранее закон предусматривал обеспечение только деньгами. Для контрактов до 20 млн руб. размер обеспечения заявок – от 0,5 до 1 процента НМЦК. Нижний порог НМЦК в 5 млн руб. отменили |
Подп. «а» п. 25 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ, ч. 52 ст. 112 Закона № 44-ФЗ |
Скорректировали порядок антидемпинговых мер |
Теперь добросовестность исполнителя подтверждают сведения реестра контрактов – победитель должен за последние три года исполнить три контракта без штрафных санкций. Кроме того, прописали, что по контрактам, которые попали под антидемпинг, аванс платить нельзя |
|
Уточнили порядок обеспечения контракта и гарантийных обязательств |
Участники из числа СМП и СОНКО вправе не предоставлять обеспечение, если в течение трех лет до подачи заявки исполнили минимум три контракта без неустоек. Сумма цен таких контрактов должна быть не меньше НМЦК, которая указана в извещении о закупке. Сведения берут из реестра контрактов. Контракты с правопреемством не учитываются. Правило действует и тогда, когда заказчик применяет антидемпинговые меры. В части гарантийных обязательств теперь заказчики действуют так. Вправе установить в контракте, если это необходимо, размер – не более 10 процентов НМЦК |
Подп. «а» п. 26, подп. «в» п. 63, подп. «а»–«е» п. 65 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ |
Прописали, когда заказчик возвращает сумму обеспечения контракта |
После того как поставщик исполнил контракт, заказчик возвращает обеспечение в течение 30 календарных дней. Для закупок у СМП и СОНО срок возврата денег меньше – 15 календарных дней |
|
Изменили правила электронного аукциона |
Внесли пять правок в порядок, как проводить электронный аукцион. 1. Повысили до 300 млн руб. ценовой предел закупок, когда срок подачи заявок – семь календарных дней. Раньше НМЦК в этом случае была ограничена 3 млн руб. Исключение – контракты на строительство, для них предел НМЦК – 2 млрд руб. 2. Прописали, как участвовать в закупках с доптребованиями. 3. Уточнили, что если количество продукции по контракту неизвестно, то в ходе аукциона снимают цену единицы товара, работы или услуги. 4. Сократили сроки, когда рассматривают первые части заявок и проводят аукцион. По-новому, чтобы рассмотреть заявки, у заказчика есть три рабочих дня, а на следующий рабочий день он проводит аукцион. Раньше заказчику давали перерыв в два дня. 5. Для аукционов на право заключить контракт установили «шаг аукциона» – не более 5 процентов от 100 млн руб. А нижнюю границу в 100 руб. отменили |
|
Повысили пределы цен контрактов для закупок у едпоставщика |
Для двух случаев закупки у едпоставщика увеличили предельную цену контракта. Новые правила коснулись малых закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Для них цену контракта увеличили со 100 тыс. до 300 тыс. руб. Второй случай – закупка лекарств по решению врачебной комиссии. Предел – 1 млн руб., а прежний – 200 тыс. руб. |
|
Скорректировали правила, как поступить, если запрос предложений не состоялся |
Теперь, если на запрос предложений, в том числе электронный, не поступило ни одной заявки или комиссия их все отклонила, заказчик вправе заключить контракт с едпоставщиком. Такую закупку предварительно согласовывают с ФАС |
П. 55–56, подп. «а» п. 62 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ |
Добавили основания, когда контракт можно изменить |
Добавили три случая, когда заказчик вправе менять существенные условия контракта: 1. В контрактах на строительство разрешили корректировать цену на 10 процентов. 2. Контракты на строительство, предельную цену которых определило Правительство, разрешили продлевать, если не успели исполнить по вине подрядчика и он выплатил неустойку. Если же контракт вообще невозможно исполнить по причинам, которые не зависят от воли сторон, то его меняют так, чтобы срок работ остался прежним, а цена не выросла больше чем на 30 процентов. 3. По ряду закупок у едпоставщика тоже разрешили менять существенные условия. Это касается, например, закупок у монополистов или коммунальных услуг |
|
Дали право заключить контракт со вторым участником |
Если расторгли контракт с победителем закупки, теперь можно предложить сделку участнику, заявке которого присвоили второй номер. Согласится – заключите контракт без дополнительных закупочных процедур |
|
Выделили закупки не для государственных или муниципальных нужд |
Для закупок вне государственных или муниципальных нужд порядок работы упростили. В частности, заказчик вправе не применять требования к национальному режиму, контракту, банковскому сопровождению, не давать преимущества учреждениям УИС, организациям инвалидов, СМП и СОНКО |
|
Скорректировали правила контроля закупок |
Уточнили, когда ФАС сможет проводить внеплановые проверки. Теперь контролерам достаточно получить сведения о нарушении из СМИ, от граждан и организаций – представителей общественного контроля и т. д. |
|
Уточнили порядок обжалования действий заказчика |
Теперь участник закупки, который попал в реестр недобросовестных поставщиков, не может обжаловать действия заказчика. ФАС жалобу не рассмотрит. Условие – заказчик при закупке установил требование, чтобы сведений об участнике не было в РНП |
|
С 12 мая |
||
Отменили отчет об исполнении контракта |
Теперь заказчики не будут составлять и публиковать в ЕИС отчет о том, как поставщик исполнил контракт или отдельный его этап |
|
Изменили порядок расчета неустойки по контракту |
Заказчик начисляет за каждый день просрочки. По новым правилам размер неустойки – одна трехсотая ключевой ставки от стоимости неисполненных обязательств. В прежней редакции закона заказчик имел возможность установить неустойку в размере, большем одной трехсотой ключевой ставки. Дополнили: если в законодательстве установлен другой порядок расчета штрафов или пени, этот порядок применяют как специальную норму. Например, при расчете пеней в договоре о теплоснабжении пени прописывают согласно части 9.1 статьи 15 Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ – 1/130 ключевой ставки |
|
Изменили срок оплаты по контракту |
Срок оплаты по контракту составляет 30 календарных дней, а при закупке у СМП и СОНО – 15 рабочих дней с даты, когда подписали акт приемки. Однако если законодательством установлены другие сроки, то заплатить следует в срок по специальному закону |
|
Изменили срок, сколько ФАС будет рассматривать документы для РНП |
Раньше на проверку факта нарушения у ФАС было 10 рабочих дней. Но срок сократили до 5 рабочих дней |
|
Скорректировали порядок обжалования действий заказчика |
Теперь, чтобы подать жалобу на заказчика, у участника закупки есть 5 дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола. На этапе заключения контракта пожаловаться теперь может только победитель закупки или другой участник, с которым заключают контракт. Изменили и порядок подачи документов по жалобе – если они есть в ЕИС, то дополнительно прикладывать не нужно |
Подп. «а», «б» п. 70, п. 71 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ |
Изменили срок ввода в эксплуатацию системы мониторинга работы участников госзакупок |
Первоначально подсистему ЕИС, которая будет фиксировать действия и бездействие всех участников закупок, планировали ввести с 1 октября 2019 года. Теперь срок сдвинули на начало 2020 года |
|
С 1 мая |
||
Установили новый порядок закупки услуг в сфере отдыха и оздоровления детей |
Заказчики обязаны закупать услуги по организации отдыха и оздоровления детей электронными конкурсами с ограниченным участием. Закупки таких услуг через аукцион и запрос предложений попали под запрет. |
|
С 28 марта |
||
Установили, что прописать в контракте с едпоставщиком, которого определили Президент или Правительство |
Помимо предмета закупки и срока, теперь в контракте прописывают, как едпоставщик обязан его исполнить: лично либо привлечь субподрядчиков. Также указывают объем контракта, который едпоставщик исполняет сам, а какой вправе передать. Порядок подготовки правовых актов для закупки по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ теперь определяет Президент |
|
С 7 января |
||
Уточнили порядок сторонней экспертизы результатов контракта |
Результаты экспертизы, которую проводят сторонний эксперт или экспертная организация, оформляют заключением. Заключение – объективное, обоснованное, с подписью эксперта или уполномоченного представителя экспертной организации. За нарушения эксперту, экспертной организации и ее уполномоченному представителю грозит административная ответственность |
|
С 1 января |
||
Электронные закупки стали обязательными |
Теперь заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения проводят конкурентные закупки только в электронной форме |
|
Установили новый порядок регистрации в ЕИС, аккредитации на электронных площадках и единый реестр участников закупок |
Новые участники закупок сначала регистрируются в ЕИС, их включают в единый реестр участников. В течение одного рабочего дня после этого операторы проводят их аккредитацию на электронных площадках. Все происходит путем взаимодействия ЕИС и сайтов электронных площадок. Участники, которые уже прошли аккредитацию на ЭТП, в течение 2019 года обязаны зарегистрироваться в ЕИС. Их тоже включат в единый реестр участников. При этом они вправе без регистрации в ЕИС участвовать в электронных закупках до конца 2019 года |
П. 11, 41, подп. «е» п. 84 ст.1 Закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ |
Изменили порядок расчета СГОЗ у СМП и СОНКО |
Теперь в расчет совокупного годового объема закупок у СМП и СОНКО включают конкурентные закупки, которые проводили среди СМП и СОНКО, но которые не состоялись и по этой причине контракты заключили как с единственными поставщиками |
|
Уточнили, в каких случаях снимают ограничение, что в закупке участвуют только СМП и СОНКО |
Заказчик вправе снять ограничение закупки только у СМП и СОНКО, если срок подачи заявок истек, а участники не подали ни одной заявки или все заявки заказчик отклонил. В этом случае проводят закупку на общих основаниях и исключают ее из объема закупок у СМП и СОНКО |
|
Расширили перечень закупок через запрос предложений в электронной форме |
Теперь путем запроса предложений в электронной форме проводят закупку жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у граждан-собственников этих жилых помещений |