Бюджетная система Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации

Финансовая система государства – один из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, главным звеном которой является бюджетная система.

Под бюджетной системой Российской Федерации понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен состав бюджетной системы Российской Федерации:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:

 - бюджеты муниципальных районов;

 - бюджеты муниципальных округов;

 - бюджеты городских округов;

 - бюджеты городских округов с внутригородским делением;

 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

 - бюджеты городских и сельских поселений;

 - бюджеты внутригородских районов.

К городскому округу с внутригородским делением относятся Махачкала, Самара, Челябинск. Количество внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения таково: в Севастополе — 10, в Москве — 146, в Санкт-Петербурге — 111.

Муниципальные округа — это новый вид муниципальных образований, которые появились в Российской Федерации в 2019 году. Муниципальные округа необходимы для того, чтобы обеспечить большее разнообразие подходов к осуществлению местного самоуправления с учетом особенностей территорий. Основная особенность муниципального округа — это одноуровневость организации местного самоуправления на его территории. Новый вид муниципального образования обеспечивает возможность консолидации представительских и административных ресурсов, в том числе на сельских территориях, для оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Второй уровень бюджетной системы Российской Федерации — это региональные бюджеты или бюджеты субъектов Российской Федерации. К ним относятся республиканские бюджеты, краевые бюджеты, областные бюджеты, окружные бюджеты и другие виды региональных бюджетов. Всего насчитывается 89 субъектов Российской Федерации и соответственно столько же региональных бюджетов.      

Государственные внебюджетные фонды — это обособленная от бюджетных средств часть финансовых ресурсов в распоряжении органов государственной власти. Эти фонды имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением. Бюджет государственного внебюджетного фонда — это фонд денежных средств, находящийся в распоряжении органов государственной власти и предназначенный для финансового обеспечения определенных общественных потребностей.

К государственным внебюджетным фондам Российской Федерации относятся:

  1. Социальный фонд России, который был основан 1 января 2023 года в результате объединения Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования;
  2. ФОМС — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

На региональном уровне предусмотрено формирование территориальных государственных внебюджетных фондов — территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС). На уровне муниципальных образований социальные внебюджетные фонды не формируются.

В целях обеспечения единства подходов к организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности бюджетной системы, статьей 28 Бюджетного кодекса определены принципы бюджетной системы Российской Федерации, на которых она основана. Это принцип:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

эффективности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

прозрачности (открытости);

участия граждан в бюджетном процессе;

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов;

единства кассы.

В ноябре 2021 года к уже действующим тринадцати принципам был добавлен еще один — принцип участия граждан в бюджетном процессе. Следует рассматривать все эти принципы как целостную систему.                                                                    



05 июня 2023
15:10
Поделиться