Бюджетная система Российской Федерации
Финансовая система государства – один из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, главным звеном которой является бюджетная система.
Под бюджетной системой Российской Федерации понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен состав бюджетной системы Российской Федерации:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов;
- бюджеты муниципальных округов;
- бюджеты городских округов;
- бюджеты городских округов с внутригородским делением;
- бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- бюджеты городских и сельских поселений;
- бюджеты внутригородских районов.
К городскому округу с внутригородским делением относятся Махачкала, Самара, Челябинск. Количество внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения таково: в Севастополе — 10, в Москве — 146, в Санкт-Петербурге — 111.
Муниципальные округа — это новый вид муниципальных образований, которые появились в Российской Федерации в 2019 году. Муниципальные округа необходимы для того, чтобы обеспечить большее разнообразие подходов к осуществлению местного самоуправления с учетом особенностей территорий. Основная особенность муниципального округа — это одноуровневость организации местного самоуправления на его территории. Новый вид муниципального образования обеспечивает возможность консолидации представительских и административных ресурсов, в том числе на сельских территориях, для оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Второй уровень бюджетной системы Российской Федерации — это региональные бюджеты или бюджеты субъектов Российской Федерации. К ним относятся республиканские бюджеты, краевые бюджеты, областные бюджеты, окружные бюджеты и другие виды региональных бюджетов. Всего насчитывается 89 субъектов Российской Федерации и соответственно столько же региональных бюджетов.
Государственные внебюджетные фонды — это обособленная от бюджетных средств часть финансовых ресурсов в распоряжении органов государственной власти. Эти фонды имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением. Бюджет государственного внебюджетного фонда — это фонд денежных средств, находящийся в распоряжении органов государственной власти и предназначенный для финансового обеспечения определенных общественных потребностей.
К государственным внебюджетным фондам Российской Федерации относятся:
- Социальный фонд России, который был основан 1 января 2023 года в результате объединения Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования;
- ФОМС — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
На региональном уровне предусмотрено формирование территориальных государственных внебюджетных фондов — территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС). На уровне муниципальных образований социальные внебюджетные фонды не формируются.
В целях обеспечения единства подходов к организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности бюджетной системы, статьей 28 Бюджетного кодекса определены принципы бюджетной системы Российской Федерации, на которых она основана. Это принцип:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
участия граждан в бюджетном процессе;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы.
В ноябре 2021 года к уже действующим тринадцати принципам был добавлен еще один — принцип участия граждан в бюджетном процессе. Следует рассматривать все эти принципы как целостную систему.